С итальянского языка определение марморино означает «искусственный мрамор» или «отделка под мрамор». Достигается он с помощью известной венецианской штукатурки. Данная штукатурка готовится из двух основных составляющих – это гашеная известь и мраморная мука. Этот уникальный состав обладает отличной способностью регулировать влажность и не допускает образования плесени на протяжении длительного времени. Более того, венецианская штукатурка высоко ценится за свой эстетический эффект. Она часто применяется в представительских местах (например, в конгресс-холлах, приемных резиденций). Итальянская венецианская штукатурка используется для оформления ванных комнат в качестве достойной альтернативы мрамору и керамике.
Когда-то при изготовлении штукатурки замена песка на мраморную пыль привела к созданию смеси белого цвета, характеризующейся высокой однородностью (состав содержит карбонат кальция после высыхания). Карбонат кальция обладает кристаллической морфологией - формой, придающей особый блеск и яркость штукатурке. Венецианская штукатурка замечательно имитирует мрамор, о чем знали еще в Древнем Риме. Однако происхождение этого вида штукатурки уходит корнями в культуру Древней Греции или даже более древних цивилизаций.
Вообще применение в отделке цветных и полированных покрытий из штукатурки восходит к египетской цивилизации. По меньшей мере, уже 4000 лет назад в Древнем Египте внутренние стены в пирамидах были отделаны прочной и чрезвычайно изысканной штукатуркой. Известно, что египетские мастера с известью были знакомы и использовали её как базовый слой, однако большее предпочтение отдавали обожженному гипсу. Считается, что технологии Древнего Египта оказали большое влияние на древнекритскую минойскую цивилизацию, где покрытия из штукатурки имели широкое применение в архитектуре и дизайне интерьеров. Но было отличие: вместо гипса минойцы использовали известь. И в храмах и дворцах они украшали стены техникой «буон фреско» (пигменты наносятся на влажную штукатурку), тогда как в Египте отдавали предпочтение методу «фреско-секко» (сухая фреска).
В Древней Греции новшества в строительстве не уступали развитию искусства. Храмы возводили исключительно из натурального камня, преимущественно из известняка (цивилизация обладала неистощимым запасом этого удобного в обработке крупнозернистого камня). Цемент не использовали вовсе, а камни обтесывались настолько тщательно и аккуратно, и их настолько точно подгоняли один к другому, что они долго и крепко держались на своем месте. Стены покрывались слоем штукатурки из мраморной пыли и извести.
О применении венецианской штукатурки при отделке зданий в Древнем Риме известно из трактата Витрувия «10 книг об архитектуре» (I век до нашей эры). Смесь наносилась на предварительные слои (общей сложностью около 10 см толщиной) для создания плотной, гладкой и твердой поверхности. Иногда нижние слои делали из терракоты и извести. Эти пористые материалы абсорбировали растворимые соли в большом количестве, пока кладка была влажной. Очевидно, что для достижения результата, кроме тщательной организации работ, требовались значительных физические затраты при прессовании инертного материала (нужно было выделять воду из замеса).
В средние века штукатурку с мраморной пылью использовали только в качестве последнего слоя - под фреску или краску. Ареалом её применения была область Адриатики. Организация работ включала в себя не слишком сложные процессы: только в одном трактате сказано, что штукатурка с мраморной мукой наносилась на стены слоем в 2-3 мм и выравнивалась.
В эпоху Ренессанса произошло возрождение венецианской штукатурки - она стала частью интереса к классической культуре. «Новая штукатурка» стала известной после переоткрытия трактата Витрувия в 15 столетии. Соответствуя эстетическим канонам классики, она стала особенно популярна в Венеции.
Итак, венецианская штукатурка, она же «спатолато венециано», выходит на сцену в середине веков - с конца 15 века марморино украшает ряд строений. Изначально в отделке применяли только полировку раствором из мраморной пыли и извести на штукатурном слое с песком. Сегодня эта техника известна как «spatolato di calce» - это несложная в работе декоративная техника, хоть и требующая небольшого опыта и некоторой ловкости (её название происходит от итальянского «спатола» - шпатель). Со временем спатолато ди кальче развилась в технику marmorino на слое coccio pesto.
Коччопесто - водонепроницаемый материал из мальты (строительный раствор) и терракотовой крошки на основе воздушной извести. Использовался для покрытия полов и облицовки стен. Коччопесто изобрели в Древнем Риме в городе Сигна, и назывался он там «опус сигнинум» (в текстах Витрувия подробно описано изготовление и применение этого материала).
Первое упоминание об отделке мраморной штукатуркой в Италии найдено в договоре от 1473 года с монахинями Santa Chiara (базилика Святой Клары). В договоре говорится, что стены будут обработаны известью и coccio pesto, а после будет нанесена штукатурка из извести c мраморной пылью «la polvere di marmo».
Для большинства венецианских строений эпохи Высокого Возрождения характерна элегантная отделка. Марморино можно наблюдать в выдающихся архитектурных проектах таких художников как Якопо Сансовино, Винченцо Скамоцци, Андреа Палладио. Такие шедевры как церковь Иль Реденторе, Новые Прокурации, церковь San Giorgio Maggiore, виллы Фоскари в Мира и Барбаро в Мазер, базилика Святого Марка известны во всем мире, и во многом благодаря тонкой отделке под благородный мрамор.
Широкое применение отделки марморино в таком городе как Венеция продиктовано двумя факторами. В населенном пункте, стоящем на воде, транспортировка песка для производства штукатурки была большой проблемой, равно как и утилизация отходов. Использование венецианской штукатурки являлось функциональным еще и по той причине, что нижний слой (coccio pesto) делали из отходов терракотовой черепицы с крыш домов. Вторая причина заключалась в том, что в эстетическом отношении результат был превосходен. Заметно преобладало обращение к традициям греко-римской классики. К тому же тяжесть штукатурных масс на фундамент оказывалась значительно меньшей по сравнению с отделкой фасада плитами натурального камня.
17 и 18 века – тот период, в который облицовка marmorino достигла наивысшего расцвета, особенно в Veneto. Известково-мраморный слой формировался уже большей толщины (около 4 мм), а обработка производилась инструментами широкого размера, позволявшими идеально выравнивать поверхность. Обычно при облицовке стен строители настаивали на слое из коччопесто и извести из-за климатических условий местности. Благодаря тем декоративным и техническим достижениям, что характеризуют многие строения в Венето, возникло альтернативное определение, относящееся ко всем штукатурным слоям в целом, - «марморино венециано».
В своем труде «Десять книг о зодчестве» ученый Леон Баттиста Альберти повествует о том, что поверхность стен дополнительно обрабатывалась разогретой смесью из душистой мастиковой смолы, воска и растительного масла, что усиливало блеск покрытия и устойчивость к атмосферным воздействиям. В 19 веке традиционная древняя техника создания венецианского покрытия применяется все реже из-за высоких затрат на рабочую силу и слишком кропотливую обработку, на смену приходят дешевые разработки «марморини» на основе клея и гипса, которые правильнее было бы назвать шпатлёвками.
Только в конце 70-х годов ушедшего века, в первую очередь с руки гениального дизайнера и архитектора Карло Скарпа из Венеции, активно применявшего в своих проектах венецианскую штукатурку, пристальный интерес ведущих дизайнеров и архитекторов к этой великолепной отделочной технике вернулся на круги своя.
В Петербурге венецианская штукатурка использована во внутреннем убранстве нового Летнего дворца в Петергофе, бутика Giorgio Armani, различных деловых центров и загородных частных вилл.